Мусороперерабатывающий завод в Польше

Весь цивилизованный мир давно перерабатывает мусор. Страны-члены ЕС решили, что к 2030 году на свалках должно храниться не более 10% отходов.

Украина в этом вопросе отстает. Первый завод, который будет работать по европейским стандартам, планируют открыть во Львове только через три года.

За право строить комплекс будут соревноваться пять компаний, которые уже имеют успешный опыт реализации таких проектов в Европе. Победитель должен определиться за два месяца, строительство планируют начать в 2019 году. Ориентировочный бюджет - 25 млн евро.

Механико-биологическая технология, по которой будет работать львовский завод, позволит отделять стекло, металлы, полимеры и макулатуру и отправлять их на вторичную переработку.

Из органических отходов планируют делать удобрения, а около 40% мусора, который не подлежит переработке, захоронят на специальном полигоне. В перспективе этот процент должен снижаться.

К слову, только в Польше успешно работает более 150 таких предприятий.

Как проблема мусора решается в Польше, сколько жители платят за переработку отходов и почему важно сортировать мусор - в этом материале.

Комплекс обращения с отходами в Жарах функционирует три года. Это предприятие забирает мусор из двух десятков сел и городков, в которых проживают около 200 тысяч человек. Завод перерабатывает 60 тыс тонн отходов в год.

За вывоз и переработку мусора каждый житель ежемесячно платит 12,5-19,5 злотых (92-143 грн). Первый тариф – за сортированный мусор, второй - за несортированный.

"Когда система вводилась, 80% жителей сообщили, что готовы сортировать мусор и платить меньше. Однако не все к этому подходят ответственно. Возникает вопрос: штрафовать их сразу или очень корректно направлять в нужное русло", - рассказывает первый заместитель городского головы Жаров Патрик Фалински.

По его словам, если житель подписал документ, что он будет сортировать мусор, но после этого не делает, то власти обязаны его наказать.

Завод вблизи 40-тысячного города Жары справляется со смешанными и отсортированными отходами. Перед заездом на территорию каждый мусоровоз взвешивают, после чего он выгружает отходы на склад.

Трактором мусор загружают в автоматическое устройство, которое разрывает пакеты и подает отходы на специальную линию. Там начинается процесс сортировки.

Большинство процессов на заводе автоматизированы, но некоторые операции нужно выполнять вручную. На первой линии сортировки задействованы только два человека, которые забирают с конвейера крупногабаритные предметы.

В специальные контейнеры работники откидывают большие стеклянные, металлические и деревянные отходы. Это делается для того, чтобы такие предметы не блокировали сита, которые разделяют отходы.

Рабочий процесс на предприятии контролирует оператор линии с помощью системы видеонаблюдения. Каждое утро работники проверяют систему на наличие неисправностей и сообщают об этом оператору. Если все хорошо, он запускает линию.

В «сердце» завода расположены десятки конвейерных лент и специальные сепараторы, которые "отбирают" свой тип мусора.

На данном этапе отходы сортируют на несколько фракций: бумага, картон, стекло, пластик, банки.

Это сырье можно использовать еще раз, поэтому его отправляют на предприятия по глубокой переработке.

Очищенные от металла органические отходы отправляют в специальные закрытые тоннели. Здесь мусор превращается в компост.

"Процесс ферментации длится три недели, столько же времени нужно для компостирования, то есть обогащения кислородом", - рассказывает технолог завода.

Еще четыре недели продолжается этап созревания материала. "Впоследствии он измельчается, фасуется и идет на продажу в торговые сети как удобрение для садов и огородов", - добавляет он.

Интересно, что рядом с предприятием не ощущается неприятных запахов - отработанный воздух пропускают через специальные биофильтры, которые заменяют каждые три года.

Ни один завод не способен переработать 100% мусора. Остаток или сжигают, или хоронят на специальном полигоне.

"Благодаря современному оборудованию завода на свалке после обработки остается 20-25% отходов", - говорит директор комплекса. Он добавляет, что всего в Польше этот показатель составляет около 60%.

"Во Львове мы планируем на первом этапе достичь 40-процентного остатка. Это вполне реальная цель", - считает директор ЛКП "Зеленый город" Вадим Ноздря.

 

В BNEF спрогнозировали развитие рынка накопителей энергии. К 2040 году почти 1000 ГВт

Компания Bloomberg New Energy Finance (BNEF) опубликовала прогноз развития мирового рынка накопителей энергии до 2040 года.

К этому сроку установленная мощность накопителей энергии в мире (без учёта ГАЭС) достигнет 942 ГВт, а их ёмкость – 857 ГВт*ч, считают авторы. Объем инвестиций на данном рынке (наколенным итогом за 22 года) достигнет 1,2 триллиона долларов США.

Такой внушительный рост станет возможным в связи с быстрым снижением стоимости батарей. До 2030 года, по прогнозу BNEF, капитальные затраты на литий-ионную промышленную систему хранения энергии снизятся на 52%. «Дешевые батареи означают, что солнечная и ветровая энергетика все в большей и большей степени будут способны работать, когда ветер не дует и солнце не светит».

Две трети всех мощностей систем хранения энергии на планете будут сконцентрированы в девяти странах – Китае, США, Индии, Японии, Германии, Франции, Австралии, Южной Корее и Великобритании.

Бурный рост накопителей ожидается и в развивающихся странах, удаленных и изолированных регионах. «Комбинация солнечной энергии, накопителя и дизеля «в дальних углах» дешевле, чем расширение сети или генерация исключительно на основе ископаемого топлива».

Несмотря на стремительный рост, рынок аккумуляторов для стационарного хранения составит всего 7% от общего спроса на батареи в 2040 году. Ключевым будет рынок электромобилей, на котором будет определяться баланс спроса и предложения и цены на такие металлы, как литий и кобальт.

Напомним, в прошлом году IRENA прогнозировала развитие рынка накопителей энергии до 2030 г. В докладе говорится, что если установленная мощность электростанций, работающих на основе возобновляемых источников энергии, к 2030 году удвоится, то суммарная установленная мощность систем хранения энергии в мире вырастет в три раза. При этом объем задействованных накопителей на основе батарей (аккумуляторов) вырастет в 17 раз.

Стартап NantEnergy разработал бюджетные цинковые аккумуляторы, которые могут заменить литий-ионные

Более эффективная и безопасная альтернатива литий-ионным батареям не обязательно должна стоить дорого. Так считает глава стартапа NantEnergy миллиардер Патрик Синьсян. Он заявил, что его компания разработала воздушно-цинковую батарею, которая сможет прийти на смену существующим аккумуляторам.

К литий-ионным батареям есть ряд устоявшихся претензий. Например, они плохо работают на морозе и подвержены возгоранию. Но помимо объективных технических характеристик главные опасения вызывают составные компоненты этих батарей, точнее их доступность. Литий неравномерно распределен по планете. И так получилось, что самые крупные поставщики находятся в странах с очень нестабильной политической обстановкой. При постоянно растущих объемах потребления литий-ионных батарей прекращение поставок может стать катастрофой.

Например, стартап Lilac Solutions, ищет способы более эффективной добычи лития. А NantEnergy работает над альтернативными батареями. 

Команда работает над получением стабильной и недорогой воздушно-цинковой батареи. И на днях ее глава рассказал, что команде удалось добиться успеха. По словам Патрика Синьсяна, стартап создал батарею, которая позволяет хранить энергию при гораздо меньших затратах по сравнению с литий-ионными батареями.

Патрик Синьсян далек от аккумуляторов и энергетических технологиях в целом. Он — хирург, выходец из семьи китайских эмигрантов в ЮАР и самый богатый медик в мире. Состояние доктора оценивается примерно в $10-12 млрд. Синьсян разбогател на инновационных методах лечения рака, а теперь взялся за чистую энергетику.

Что касается нового типа батарей, то на протяжении последних месяцев NantEnergy тестировала свои установки в Африке и Азии. Компания установила батареи в 110 отдаленных деревнях, в которых ранее были серьезные проблемы с электроснабжением.

В паре с солнечными панелями и ветровыми генераторами цинковые аккумуляторы улучшили ситуацию, утверждает Синьсян.

«Эти батареи могут изменить существующую экономику и создать целую новую область, используя только чистую мощь солнца и ветра», — говорит миллиардер. Он обещает, что поставки батарей начнутся уже в следующем году. NantEnergy собирается стать первой компанией, запустившей коммерческое распространение цинковых батарей. Синьсян хвалится тем, что стартапу принадлежит 100 уникальных патентов.

По его мнению, рынок новых аккумуляторов имеет потенциальный объем в $50 млрд.

Первые поставки придутся на телекоммуникационные компании. Цинковые батареи будут питать вышки сотовых операторов, обеспечивая их автономную работу. Дальше предприниматель обещает быстрое распространение, начиная с домашних хранилищ электроэнергии и заканчивая установкой новых аккумуляторов на все виды электротранспорта. Говоря о дешевизне, он называет точные суммы. Производство воздушно-цинковых аккумуляторов в пересчете на 1 кВт*ч не должно превысить $100, стоимость литий-ионных батарей достигает $300-400 за 1 кВт*ч.

Проточные аккумуляторы совершат прорыв в возобновляемой энергетике

Системы хранения энергии будут играть ключевую роль при переходе на возобновляемые источники. Идеальным решением обещают стать проточные батареи — гигантские сооружения, которые используют емкости с жидким электролитом для хранения электроэнергии и способные обеспечить электричеством тысячи домов.

Проблема в том, что за последние несколько лет цены на ванадий существенно выросли, а с развитием индустрии могут и вовсе взлететь. Поэтому ученые ищут способ заменить ванадий на органические соединения, которые также могут захватывать и высвобождать электроны.

Группе исследователей из Гарвардского университета удалось создать стойкую органическую молекулу, которая теряет только 3% от своей пропускной способности в год. Она пока нестабильна, но по сравнению с предыдущими попытками считается настоящим прорывом.

Железо — еще одна многообещающая альтернатива ванадию. Компания EES из Портленда даже создала прототип такой батареи.

Правда, она требует, чтобы электролиты работали при уровне рН от одного до четырех и в кислотной среде, похожей на уксус.

Ученые из Университета штата Юта нашли способ, при котором проточные аккумуляторы могут работать с нейтральным рН. Они взяли железосодержащий электролит — ферроцианид — который раньше уже пытались применять в таких целях. Но он плохо растворялся в солевых растворах, ограничивая энергоемкость аккумулятора.

Поэтому ведущий автор исследования Лю Тяньбао со своими коллегами решили заменить соли на аммоний — соединение на основе азота, которое позволяет растворить, по меньшей мере, в два раза больше ферроцианида. Емкость батареи, соответственно, удваивается.

Она на протяжении 1000 циклов заряда/разряда (это сравнимо с тремя годами службы) не показывает ни малейших признаков деградации.

Еще один вариант — использовать электролиты, изготовленные из металлосодержащих органических соединений — полиоксометаллатов. Они могут хранить гораздо больше энергии при том же объеме занимаемых емкостей. Ученые из Университета Глазго опубликовали результаты своей работы в журнале Nature Chemistry, отчитавшись о том, что их проточные батареи на основе полиоксометаллатов хранят в 40 раз больше энергии, чем ванадиевые того же размера.

Другой эффективной системой хранения для энергосетей, работающих на возобновляемых источниках, могут стать никель-водородные аккумуляторы. Их можно перезаряжать 20-30 тысяч раз без серьезной деградации.

 

Ранее сообщалось, что гибридную ветростанцию Siemens Gamesa подключили к хранилищу на проточных батареях. Работа проточных редокс-аккумуляторов основывается на окислительно-восстановительной реакции. Для аккумуляции потенциальной энергии в батареях используются ионы ванадия.

 

В Украине начали выдавать энергетические сертификаты зданий

В Украине начали выдавать энергетические сертификаты зданий.

 

"Сертификат – необходимый инструмент для работы ОСМД и Фонда энергоэффективности", - отметил министр регионального развития Геннадий Зубко.

По данным пресс-службы, энергосертификат позволяет оценить энергоэффективность сооружения и эффект от внедренных мероприятий, а также содержит рекомендации о следующих шагах.

"Сегодня (11 сентября) мы запускаем рынок энергоаудиторов. Уже подписан меморандум с 21 вузом по созданию комиссий по аттестации энергоаудиторов. Второе, важное для нас направление – запустить совместно с МОН специальность "энергоаудитор" в высших учебных заведениях. Также уже есть договоренность с GIZ о проведении дополнительных тренингов для сертифицированных энергоаудиторов не только в Украине, но и за ее пределами", - добавил Г.Зубко.

Он также сообщил, что министерство ожидает принятия законопроекта "Об энергетической эффективности", который позволит создать инструменты и регуляцию для более эффективного потребления энергии не только в частном секторе, но и в промышленности, в сократить энергопотребление в транспортной и энергетической отраслях.

Проект энергоаудита жилых домов участвует в отборе проектов общественного бюджета Киева.