Siemens открыл тестовую площадку для хранения электроэнергии в аммиаке

Компания Siemens собирается изучать возможности хранения электроэнергии, полученной из возобновляемых источников, в аммиаке. Для этого, вместе с правительством Великобритании, в Оксфордшире была построена первая в мире экспериментальная станция.

Проект стоимостью $2 млн на две трети профинансирован правительственным агентством Innovate U.K. Также в нем принимают участие специалисты университетов Оксфорда и Кардиффа.

 

По словам Йена Уилкинсона, программного менеджера Siemens, исследования нового метода хранения энергии не является для компании приоритетным, но химическое топливо также имеет свои преимущества и сферы применения. «Довольно очевидно, — заявил он, — что нам нужен целый ряд решений для хранения энергии, чтобы декарбонизировать производство электричества. Я думаю, для этого понадобится множество различных технологий».

 

Для краткосрочного хранения небольшой емкости электроэнергии доминирующим типом будут батареи, а когда нужно запасать большое количество энергии на долгий срок, аммиак может сыграть свою роль. Особенно, если энергию нужно перевозить с места на место или хранить в местности, лишенной холмов или пещер, где удобно использовать сжатый водород или воздух.

Аммиак обладает схожими характеристиками хранения и транспортировки, что и ископаемое химическое топливо, но не выделяет в атмосферу углерод. В отличие от водорода, его проще хранить и перевозить. Другой плюс аммиака в том, что этот газ уже производится в промышленных масштабах, так что не придется изобретать новые технологии.

Впрочем, как признает Уиклинсон, аммиак — не панацея и не решит всех проблем, но может быть полезен в определенных условиях. Выяснить их и есть задача нового комплекса Siemens.

К 2030 году Дания планирует получать 100% энергии из возобновляемых источников

Датское правительство согласовало со всеми политическими партиями направления развития энергетического сектора в стране. В результате было оформлено так называемое новое «Энергетическое Соглашение» (Energiaftale) — энергетическая стратегия до 2030 года.

Ранее в Дании была установлена цель: 50% конечного потребления энергии (не путать с электроэнергией!) должно к 2030 году обеспечиваться возобновляемыми источниками энергии. Данная цель сохраняется, однако отмечается, что реализация мер, предусмотренных соглашением, позволит достичь более высокого показателя — 55%. Напомню, Европейский Союз недавно постановил, что ВИЭ должны покрывать 32% конечного потребления энергии к 2030 году. То есть Дания существенно опережает среднеевропейские показатели.

Пожалуй, основное в Соглашении — это направление развития ветроэнергетики. Как мы знаем, ветроэнергетика – ключевая отрасль датского энергетического сектора. Примерно 5,5 ГВт ветровых электростанций вырабатывают порядка 40% датской электроэнергии. Соглашение предусматривает строительство трёх офшорных ветровых электростанций суммарной мощностью 2,4 ГВт, первая из которых должна вступить в строй в период 2024-2027 г. Согласно документу, правительство ожидает, что морская ветроэнергетика будет способна производить зеленое электричество на рыночных условиях, без государственной поддержки.

В период 2020-2024 г будут проведены технологически нейтральные тендеры с участием наземных ветровых и солнечных электростанций — снабжать потребителей зелёным электричеством будут технологии, предложившие самые низкие цены.

Крайне любопытно, Стратегия предусматривает кардинальное сокращение числа наземных ветровых турбин. Сегодня почти 80% установленной мощности датской ветроэнергетики — это материковые установки. Теперь датчане начнут их убирать, и впредь будут развивать в первую очередь морскую ветроэнергетику. Напомню, что офшорные ветровые электростанции обеспечивают более высокую выработку на ту же установленную мощность, чем материковые (работают с более высоким коэффициентом использования установленной мощности — КИУМ).

Из примерно 4300 машин, установленных сегодня на суше, к 2030 году останется только 1850 штук. С 2020 года отменяется прямая поддержка новых частных установок ветряных турбин.

Новая политика в ветроэнергетике объясняется просто. В небольшой стране с высокой плотностью населения наземные установки сильно «загрязняют» ландшафт и могут доставлять дискомфорт жителям. В то же время морская ветроэнергетика становится всё более привлекательной экономически.

Соглашение предусматривает, что офшорные ветровые электростанции станут всё дальше отодвигать от берега. Сегодня минимальное расстояние составляет восемь километров, теперь будет пятнадцать.

Серьезную поддержку получает биоэнергетика. Четыре миллиарда датских крон (537 млн евро) выделяется на производство биогаза и других «зелёных газов».

Соглашение предусматривает полный отказ от использования угля в энергетике к 2030 году.

В результате реализации мероприятий Соглашения к 2030 году потребление электроэнергии будет полностью покрываться возобновляемыми источниками энергии. ВИЭ будут вырабатывать более 100% потребляемого в стране электричества. Кроме того, централизованное теплоснабжение к 2030 году на 90% будет обеспечиваться источниками энергии, «отличными от угля, нефти и газа».

Правительство направит одни миллиард крон до 2024 года на исследования в области энергетики и климата.

Энергетическое соглашение предусматривает поэтапное снижение налогов на электроэнергию, из-за которых цены на электричество для граждан являются одними из самых высоких в мире. Снижение этих специальных налогов будет, среди прочего, стимулировать использование электроэнергии в теплоснабжении (установку тепловых насосов).

Долгосрочная цель Дании в области климата (на 2050) — это углеродная нейтральность, нулевой баланс выбросов парниковых газов. Новое Энергетическое соглашение — важная веха на пути к её достижению.

К 2050 году 50% мировой электроэнергии будут вырабатывать ветер и солнце

Вышел в свет прогноз развития мировой энергетики, New Energy Outlook — 2018 от компании Bloomberg New Energy Finance (BNEF). Впервые прогноз расширен до 2050 года.

Ключевые выводы доклада:

К 2050 году солнечная и ветровая энергетика займут 50% долю в мировом производстве электроэнергии, в значительной мере благодаря резкому падению стоимости технологий хранения энергии и появления на рынке очень дешёвых батарей. Благодаря технологиям хранения энергии солнечные и ветровые электростанции станут практически полностью управляемыми.

В период 2018-2050 в энергосистему будет добавлено 1 291 гигаватт батарей.

Стоимость средней солнечной электростанции упадёт к 2050 г на 71% от нынешнего уровня, ветровая энергия также станет дешевле — на 58%. И это при том, что уже сегодня солнце и ветер вырабатывают электроэнергию дешевле, чем угольные и газовые электростанции, подчеркивают авторы.

Доля угля в генерации снизится с нынешних 38% до 11%. Только 29% электроэнергии будет вырабатываться на основе ископаемого топлива.

Структура генерации (выработки) будет изменяться следующим образом:

Потребление природного газа в электроэнергетике к 2050 останется примерно на нынешнем уровне. Несмотря на значительный рост мощностей, эти электростанции всё больше будут выполнять роль маневренных, пиковых, но не основных производителей электричества. При этом роль газовых пиковых мощностей даже возрастет (несмотря на распространение батарей), их мощности увеличатся в четыре раза. Речь идёт как о турбинах, так и о газопоршневых электростанциях. Потребление газа радикально сократится в Европе, но вырастет в Китае и Индии.

Распространение электромобилей приведёт к росту спроса на электроэнергию в объёме 3461 ТВт*ч, что составит 9% потребления электричества в 2050 году. В то же время распространение технологий умной зарядки, управления спросом и батарей обеспечат оптимальную интеграцию электромобилей в энергосистему.

Как в Норвегии стимулируют продажи электромобилей

Сегодня Норвегия — одна из стран лидеров по развитию электрического транспорта. Разумный шаг для страны, которая более 95% электроэнергии получает от гидроэлектростанций. К 2050 году Норвегия собирается достичь полной углеродной нейтральности в том числе благодаря переходу на электромобили. Правительство страны планирует ввести запрет на продажу дизельных и бензиновых автомобилей уже в 2025 году.

Сегодня Норвегия — одна из стран лидеров по развитию электрического транспорта. Разумный шаг для страны, которая более 95% электроэнергии получает от гидроэлектростанций. К 2050 году Норвегия собирается достичь полной углеродной нейтральности в том числе благодаря переходу на электромобили. Правительство страны планирует ввести запрет на продажу дизельных и бензиновых автомобилей уже в 2025 году.

Материальное стимулирование

Нулевая таможенная пошлина (национальный уровень)

Ввоз электромобилей в страну не облагается пошлиной, которая составляет вплоть до 100% от цены для автомобилей с ДВС.

Нулевой НДС (национальный уровень)

Реализация электромобилей на территории Норвегии не облагается НДС. Для бензиновых и дизельных автомобилей размер налога составляет 25%. Лизинг электромобилей был освобожден от НДС с 2015 года.

Сниженный транспортный налог (национальный уровень)

Ежегодный налог для владельцев электрического транспорта снижен в несколько раз. Для традиционных автомобилей он составляет порядка 400 долларов США в год, а для электромобилей и гибридов — 60 долларов. Для юридических лиц налог был снижен ровно в два раза.

Бесплатный проезд по автомагистралям и пользование паромами (уровень муниципалитетов)

Для владельцев электромобилей был отменен сбор за проезд по платным дорогам, им также разрешили бесплатно пользоваться паромами.

Бесплатная парковка (уровень муниципалитетов)

Парковка для электромобилей по всей стране стала бесплатной

В связи со стремительным ростом количества электромобилей на дорогах, Правительство Норвегии с 2017 года разрешило муниципалитетам вводить плату для владельцев электромобилей за проезд по автомагистралям, пользование паромами и парковку в размере, не превышающем 50% от тарифа для автомобилей с ДВС.

Нематериальное стимулирование

Специальные номерные знаки (государственный уровень)

Для предоставления привилегий владельцам электромобилей, для них были закреплены регистрационные номера, начинающиеся с букв EL, EK и EV.

Доступ на автобусные полосы (уровень муниципалитетов)

Электромобилям было разрешено передвигаться по выделенным полосам по всей стране. Однако, как и в случае с парковкой и платными автодорогами, с 2015 года муниципалитетам было разрешено самостоятельно принимать решение по данному вопросу. Например, в Осло электромобили допускаются на автобусные полосы только если везут двух и более пассажиров.

Buddy — трёхместный норвежский внутригородской электромобиль, производимый компанией Pure Mobility в Осло

Развитие инфраструктуры

Создание сети зарядных станций (национальный и муниципальный уровень)

Правительство Норвегии запустило программу по строительству национальной сети общедоступных электрических зарядных станций. Программа финансируется за счет средств, полученных от экспорта нефти и газа. Цели программы постоянно обновляются, крайняя — установить вдоль автомагистралей как минимум по две скоростные зарядные станции каждые 50 километров к 2017 году, была успешно достигнута.

Помимо национальной программы, многие муниципалитеты выделяют собственные бюджетные средства для развития инфраструктуры для электрического транспорта. Например, Ословыделило 2 миллиона евро на строительство зарядных станций.

Бесплатная зарядка (национальный уровень)

Зарядка на обычных станциях, мощностью менее 22 кВт, является полностью бесплатной. Однако зарядка на скоростных станциях — платная и обойдется владельцу в среднем в три раза дороже, чем зарядка у себя дома.

Премьер-министр Норвегии Эрна Сульберг за рулем почтового электромобиля на открытии завода по их производству в Сарпсборге

Государственные закупки

Закупка электрического транспорта для муниципальных нужд (муниципальный уровень)

Многие города Норвегии поставили цели по полному переводу общественного транспорта на электроэнергию. Например, автопарк государственных учреждений и общественный транспорт в Осло станет электрическим уже к 2020 году. С этой целью городской администрацией был размещен заказ на 76 электробусов и на строительство соответствующих зарядных станций для них. Другой крупный город страны, Тронхейм, недавно приобрел 35 электробусов.

Логично предположить, что в Норвегия станет одной из первых стран, которые откажутся от стимулирования электрического транспорта, так как он станет конкурентоспособным и без государственной поддержки.

Если текущие тенденции сохранятся, то Правительству не нужно будет запрещать продажи автомобилей с ДВС в 2025 году, их и без того перестанут покупать.

Напомним, что ранее мы писали, что за 2 недели 6969 норвежцев сделали предзаказ электрического Hyundai Kona.

 

В Европе установили новую цель: 32% потребления энергии из ВИЭ к 2030 году

Европейская комиссия, Европейский парламент и Совет Европы решили, что к 2030 году 32% конечного потребления энергии в ЕС должно покрываться возобновляемыми источниками энергии.

Соглашение дополнено оговоркой: в 2023 году цель может быть пересмотрена, но только в сторону повышения.

Напомним, что к 2020 году доля ВИЭ в потреблении энергии ЕС должна достигнуть 20%. Поэтому 32% — это весьма амбициозная задача.

В декабре Совет Европы проголосовал за 27%, но Европейский парламент, ряд государств, таких как Испания, Италия и Швеция, и многочисленные группы интересов лоббировали более амбициозный показатель — 35% ВИЭ к 2030 г. В результате сегодня стороны достигли компромисса.

Новая цель призвана помочь выполнить задачу Европейского Союза по снижению выбросов парниковых газов к 2030 году на 40% от уровня 1990 года.

Директива должна быть формально утверждена Европейским Парламентом и Советом Европы, и, после публикации в официальном журнале ЕС, вступит в силу.